"Мой ребенок уже считает до ста и знает алфавит."
Если ребенок в возрасте 3-5 лет "считает до ста", то он просто механически воспроизводит "один, два, три... сто". У него, бесспорно, хорошая память. И запомнил он счет, как стишок.
Считать - это соотносить число и количество. Попроси его соотнести число предметов (26 горошин) с цифрой 26?
Что касается грамоты, то чтением готовность к школе далеко не ограничивается.
Возьмем, например, деление слова по слогам.
Вот перед вами задание для детей 5-6 лет. Дана схема.
--/ --/ --/--.
--/- -/ --/.
-/ --/ --/--,
--/ - ---/.
Догадайтесь, к какому четверостишию - к первому или ко второму подходит эта схема.
1. Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
2. Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Догадались?
А теперь обоснуйте, почему вы ответили именно так и "прохлопайте" выбранное четверостишие в ладоши.
Такие задания довольно легко выполняют дети, которые занимаются на программах дошкольной подготовки.
А теперь вернемся к математике. Посмотрите, что изучают сейчас дети в первом классе. Дочитайте до конца, если интересно, и вам станет ясно, что без дошкольной подготовки ребенку придется нелегко.
В первом классе учат соотносить число и количество от 1 до 20.
Ребенок должен уметь посчитать туда-обратно от 1 до 20,
назвать, какое число находится до и после заданной цифры,
уметь заполнить пропуски в числовом ряду.
Пример программы "Школа 2100" - чему должны научиться дети в первом классе:
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:
знание названий и последовательности чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20;
знание названий и обозначений операций сложения и вычитания;
использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка);
сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
находить значения выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание);
решать простые задачи:
раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на …», «уменьшить на …»;
задачи на разностное сравнение;
распознавать геометрические фигуры: точку, прямую, луч, кривую незамкнутую, кривую замкнутую, круг, овал, отрезок, ломаную, угол, многоугольник, прямоугольник, квадрат.
2–й уровень (программный)
Учащиеся должны уметь:
в процессе вычислений осознанно следовать алгоритму сложения и вычитания в пределах 20;
использовать в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, использовать знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при оценке результатов действий;
использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения;
использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины, объёма и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм);
выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое отличие);
производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
использовать при вычислениях алгоритм нахождения значения выражений без скобок, содержащих два действия (сложение и/или вычитание);
сравнивать, складывать и вычитать именованные числа;
решать уравнения вида а ± х = b; х − а = b;
решать задачи в два действия на сложение и вычитание;
узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты, из множества углов – прямой угол;
определять длину данного отрезка;
читать информацию, записанную в таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.
Учитывая, что в садах сейчас отменили обязательную подготовку к школе,
заниматься с дошкольником нужно обязательно.
Если сомневаетесь, готов ли ребенок к школе, задайте вопрос эксперту по дошкольной подготовке детей.
А я желаю вам хороших дней,
с уважением,
Ольга Кузьменкова,
создатель детских центров
"Содействие развитию детей",
языковых школ "Elite English Class",
"Киндерика"