Настя, 4 года, младшая сестренка 1 год, мама и бабушка на прогулке в парке. Семья проходит мимо кафе. Настя: "Я хочу в кафе, я кушать хочу!" (На самом деле Настя очень любит ходить в это кафе - там есть детская игровая.) Мама: "Настя, мы гуляем. Мы не идем в кафе." Настя капризничает. Начинается истерика. На нашем тренинге стояла задача разыграть диалог мамы и Насти, прекратить истерику, продолжить прогулку на свежем воздухе. Предполагаемое начало диалога: "Настя, ты плачешь. Тебе обидно. Что-то пошло не по-твоему". Настя кивает. Мама продолжает: "Ты хотела в кафе, а мы не идем." Настя снова кивает, установлена обратная связь, значит можно вести диалог дальше. Мама: "Я тебя понимаю. А знаешь, у меня к тебе предложение: давай после прогулки пойдем домой и там устроим настоящее кафе!" Настя недоверчиво: "А как это?" Мама: "А я тебе расскажу. Кем бы ты в этом кафе хотела быть - поваром или посетителем? А как мы назовем с тобой кафе? Давайте устроим конкурс названий! Я предлагаю "Горячая сосиска"!" Бабушка, а ты что предлагаешь? "Веселый крендель?" "Шоколадный пудель?" Всеобщее внимание переключается на подбор названия кафе, на блюда, которые можно там приготовить, на то, как эти блюда можно назвать. Игру можно продолжить и по приходу домой вместе приготовить несложное блюдо - по-настоящему или нарисовать и вырезать; так же можно применить фантазию и "приготовить" блюдо из кубиков, мозаики. Ведь это может быть и волшебное кафе, или кафе для роботов, для сказочных персонажей, для кукол и так далее. Второй вариант, который можно применить после активного слушания, то есть после слов "Тебе обидно, я тебя понимаю", следующий. Мама: "Настенька, ты хочешь в кафе. Давай мы с тобой на эту тему порассуждаем. Мы ведь не собирались идти в кафе, мы не договаривались. Посмотри, здесь еще бабушка и маленькая Вероника. Мы с коляской. Вероника будет плакать. Она захочет баловаться и бегать в кафе, а там нельзя. Бабушке станет в кафе душно. Давай так, мы с тобой запланируем поход в кафе, выберем время, когда там будет не так много народу, чтобы были свободные места и тогда придем ." Таким образом, мы знакомим ребенка с понятием "договариваться" и постепенно приводим к пониманию, что есть и другие члены семьи и их интересы надо тоже учитывать. Конечно, с первого, со второго и даже с десятого раза это может не произойти, но количество перейдет в качество, и такие беседы возымеют накопительный эффект. Какой прием сработает, зависит от темперамента ребенка, его характера. Также мы не забываем, что важны физиологические моменты, которые вызывают капризы. Если ребенок голоден, мало поспал или заболевает, то беседы и приемы не будут иметь эффекта.
А я желаю вам хороших дней!
С уважением, Ольга Кузьменкова