top of page

Что такое "хорошо" и что такое "плохо". Часть 2


Если такая тема, как отношение к друзьям понятна, то тема отношения к недружелюбным (неприятным, нехорошим) людям вызывает много замешательств.

Дети в большинстве по природе своей очень благородные и открытые существа. Например, ребенка 3-4 лет легко может обидеть старший задира на детской площадке, однако, если через 5 минут этот же задира попросит у этого маленького что-то интересное, например, бумеранг или мыльные пузыри, младший с радостью скажет «На!» Выдающийся польский педагог Януш Корчак считал, что ребенка надо учить не только добру, его нужно учить и презрению, и ненависти. Что значит учить? Значит, показать, что такие чувства существуют, когда их уместно проявлять, как они проявляются в другом человеке, в людях вообще. Заметьте, что это тесно связано с кодексом, который человек принял для себя. Например, не бросай друга в беде (в сложной ситуации). Соответсвенно, если кто-то бросил друга в беде, то он вполне справедливо заслуживает презрения. А если человек беден, плохо одет? Некоторые богачи с презрением относятся к бедным. Но если в кодексе человека нет правила , которое гласит: «Оценивай людей по внешнему виду», а есть правило: «Суди людей по их делам и поступкам», то он не будет испытывать презрения к бедно одетому человеку. Чем больше определенности относительно того, «что такое хорошо и что такое плохо» закладывается у ребенка в семье, тем лучше. Тогда, когда у ребенка настанет подростковый возраст (который славится разбродом и шатанием), его моральные устои будут крепки, их сложно будет пошатнуть. Здесь еще важно, чтобы родители были авторитетом. Авторитет не выстраиваете в одночасье и, тем более, не завоевывается силой. Это кропотливая работа, когда родитель по кирпичику изо дня в день строит твердый фундамент доверия между собой и ребенком. Это безусловное искреннее доверие, привязанность, опора. Каждый раз, когда Вы сдерживаетесь, чтобы не дать подзатыльник четырехлетнему сорванцу (потому что осознали, что детей бить нельзя ни под каким предлогом), каждый раз, когда находите в себе силы не сорваться на крик, а, если и накричали, попросить прощения у ребенка, когда вы становитесь на колени, чтобы быть с ним на уровне глаз, когда утешаете его рыдания или заворачиваете в одеяло и сажаете к себе на колени, вы укрепляете любовь и доверие между вами. Тогда ровесники не станут у ребенка бОльшим авторитетом, потому что он считает Вас классной мамой или классным папой, и Ваше слово имеет для него решающее значение.

bottom of page