"Мама, что такое "врекерак"?", - вопрошает мой старший сын, ему 3,5 года.
Начинаю перебирать (дети часто на свой лад переделывают непонятное для них новое слово): "Верзихрюк"? (встречался в одном из мультиков) - "Нет, мам"!
Мамы каким-то непостижимым образом настроены на своих детей. (Вернее, постижимым, но это тема не этой заметки). Происходит некое движение мысли, и я вдруг понимаю, что "врекерак" - это из "Видит Грека в реке рак!" Представляете, что воображает ребенок, когда слышит "Видит Грека врекерак"?
Смысл здесь такой - обязательно проясняйте ребенку непонятные слова. Как понять, какое слово ему непонятно?
Да очень просто! Это слово еще не встречалось ему, это явление он еще не наблюдал в повседневной жизни. Если вы это не объяснили ребенку, наврядли кто-то это сделал за вас. Не надо жить в этой глубочайшей иллюзии. Наши дети никому кроме нас не нужны, и об их развитии должны заботиться мы сами, родители.
Самым большим препятствием к пониманию и запоминанию является непонятое слово. Наш разум устроен так, что непонятое слово блокирует всякое дальнейшее восприятие информации.
Часто бывает так, что ребенок не может выучить стихотворение, потому что там есть непонятое (или неверно понятое) слово. Если Ваш ребенок не может запомнить стихотворение, выясните, все ли слова ему там понятны.
Вы удивитесь, если только задумаетесь, как сильно изменился наш мир.
Дети не наблюдают реалий, которые описаны в сказках - "Сени, печка, изба". Если избу и печку можно (и нужно) показать на картинке, то понятие "сени" уже нужно объяснять.
Когда старшему сыну было 3, 5 года, я решила почитать ему сказку "Конек-горбунок". Начав читать, я поняла, что сказка полна устаревших выражений. Что ребенку воспринимать ее местами сложно. Я удивилась, насколько изменилось время и сознание. Мне 30 лет назад эта сказка казалась понятной, не устаревшей. Теперь же приходилось останавливаться и все время прояснять значения слов.
Например, вот два четверостишия из сказки"Конек-горбунок" Петра Павловича Ершова. Я подчеркнула непонятные слова для ребенка возраста 3,5 лет.
"Ладно", -- думает Иван
И в пастуший балаган
Кобылицу загоняет,
Дверь рогожей закрывает
И , лишь только рассвело,
Отправляется в село,
Напевая громко песню:
"Ходил молодец на Пресню".
Если вы не будете прояснять значения слов, то ребенок отвлечется и мыслями улетит в другое место. Он не будет слушать и воспринимать дальше.
Не верите?
А скажите честно, прочитали вы полностью "Война и мир" Л.Н.Толстого?
А если да, то на одном дыхании? Не приходилось себя заставлять? С ходу перескажете сюжет?
Все дело в том, что уже на первой странице романа идет объемная цитата на французском языке. Даже со сноской и переводом она представляет собой множество незнакомых слов, что блокирует дальнейшее восприятие текста.
Начните прояснять детям смысл слов, и вы увидите результат.