Как только ребенка отлучают от материнского молочка (у всех это происходит по-разному, в основном же в период с 1 года до 2 лет) встает вопрос, а как же укладывать ребенка.
В этот момент хорошо начать тот самый ритуал чтения книг перед сном.
С 1 до 1,5-2 лет идеально подходят русские-народные потешки, сказки "Колобок", "Теремок", "Репка", "Курочка-ряба" и короткие стихотворения.
Почему именно эти три сказки?
В них очень ярко выраженный ритм! Повторения, возьмите, к примеру, "Бабка за дедку, дедка за репку" повторяется, как припев, в течение всей сказки. Некоторые ученые считают, что эти сказки издревле помогали и помогают ребеночку сонастроиться с биоритмами планеты Земля.
К сожалению, очень мало современных авторов могут писать действительно благозвучные строки, несущие гармонию и богатство русского языка. Поэтому отдайте предпочтение классикам детской литературы А.Барто, С.Маршаку, К.Чуковскому и народному творчеству.
Например,
Ваня, Ваня, простота,
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперед
И поехал в огород.
В огороде пусто,
Выросла капуста.
Ваня съел кусочек,
И сказал: "Вкусно".
***
Медведь, медведь,
Разгони тучу!
Дам тебе овса кучу!
***
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет!
***
Баю, баю, баиньки,
Прибежал заинька,
Пошел зайка под липку,
Нашел зайка скрипку.
Надо заиньку поймать,
Скрипочку отобрать,
Скрипочку отобрать,
Володя будет засыпать.
***
Баю-бай,
Баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Ты, корова, не мычи,
Ты, петух, не кричи,
Наш Витюша будет спать,
Будет глазки закрывать.
В этих потешках приятный успокаивающий глубокий ритм. Их можно произносить нараспев.
Очень скоро вы выучите их наизусть и сможете рассказывать даже в полусне! (Это очень частое состояние мам при укладывании детей.)
В 2-2,5 года можно вполне переходить на длинные детские поэмы. Несомненными хитами здесь являются "Мойдодыр" и "Телефон" К.Чуковского. Хороши сказки В. Сутеева. Остаются "Репка", "Колобок", "Теремок" и можно подключать другие русские народные сказки, например, "Гуси-лебеди" и другие.
Я выучила "Мойдодыр" и "Телефон" наизусть, и это мне здорово помогало!
Что касается зарубежных стихов и сказок для детей 2-3 лет, берите опять известные стихи в переводе наших классиков: "Робин Бобин Барабек", "Шалтай Болтай", прочее.
Я пробовала покупать сказки и стихи зарубежных авторов (в переводе на русский, разумеется). Как правило, в этих книгах очень забавные иллюстрации. Но большая этих книг так и стоит на полке - у меня нет ни малейшего желания к ним возвращаться. Объясню, почему:
- перевод стихов на русский язык неблагозвучен - стихи не "ложатся на слух" и не запоминаются после 2-3 прочтений, а для меня это критерий;
- рассказы зарубежных детских авторов переведены посредственно;
- часто в таких стихах и рассказах нет глубинного смысла, к которому мы, русские, привыкли. Например, при всем уважении к автору, в книге Сьюзан Меддау "Марта звонит" собака по кличке марта "съела суп с макаронами в виде букв...Вместо того, чтобы попасть в желудок, буквы отправились прямиком к Марте в мозг..."
Читать такую книгу ребенку мне второй раз почему-то не захотелось. Вы как минимум рискуете сформировать у ребенка неправильную картину мира.
Однако, есть и приятные исключения. Например, автор Ларс Клинтинг написал серию книг про бобрят "Кастора и Фриппе".
В 3-3,5 года у ребенка уже выражены свои особенности и потребности.
Перед сном ребенок может захотеть не сказку, а детский журнал, например.
Может попросить рассмотреть карточки с заданиями, есть целые интересные серии таких карточек. Может выбрать книжку с лабиринтами.
Не навязывайте свою волю, не спорьте с детьми перед сном. Главное, чтобы эти книжки и задания не возбуждали, а успокаивали. Лучше подойдут те здания, которые ребенок уже делал, привычные ему.
Если ребенок хочет рассматривать карточки или журналы с заданиями перед сном, не принуждайте его отвечать на вопросы, не требуйте целых предложений. Лучше сами возьмите на себя активную роль - задавайте вопросы и сами же отвечайте на них, а ребенок пусть слушает вас.
Затем предложите выключить свет и засыпать или послушать сказку уже в темноте с закрытыми глазами.